Мне не попалось ни одно свидетельство о белом терроре, заслуживающее доверия.
Все эти слухи исходили исключительно от красных.
На поверку в Омске в ходе подавления восстания зачинщики - урки были убиты. Колчак распорядился провести военный трибунал в отношении этих большевиков.
В Ново-Николаевске оставшиеся в живых после боев с большевиками добровольцы (половина пехотного полка) никак не могли ворваться в тюрьму, чтобы истребить там "политзаключенных".
Во-первых, большевики (по заведенному сценарию) выпускали из тюрем всех, в том числе урок
Во-вторых, оставшиеся в живых 100-200 человек думали только об отступлении, им точно было не до тюрем после тяжелого боя
Иркутск
Но еще большее преступление все эти большевики-подпольщики совершили в Иркутске.
Доклад начальника разведывательного отдела
Центрального штаба Рабоче-крестьянских дружин
в оперативный отдел штаба о местонахождении части
золотого запаса, вывезенного из Казани, и полном
уничтожении войск атамана Семенова на Байкале
12 января 1920 г.
Обратите внимание, большевикам удалось завербовать всего 8 чехов, хотя аресты белочехов в Иркутске были проведены уже в ноябре 1920 года.
Броневик "Орлик" находится в руках у большевиков (53-й пехотный полк)
Доклад Войцеховского
Командующие иркутским гарнизоном частью перешли на сторону большевиков (Артемьев) и проводили аресты эсеров, белочехов, членов Омского правительства, а частью сбежали (Сычев). Вокзал был оцеплен солдатами 53-го полка. В Иркутск вошли партизаны Каланадрашвили.
"Воинские части под руководством начальника гарнизона генерала Е.Г. Сычева заняли оборону в центре города, ожидая подхода семеновских и японских войск." (цитата)
комментарий. Сычев ждал подхода Семеновцев. А когда они (войска Скипетрова - 1000 человек - подошли, то обстреляли их?)
"В течение дня, по разным источникам, было арестовано от 60 до 150 человек. Арестованные стали поступать в гостиницу "Модерн"."
Среди арестованных были представители Омского Правительства, перебравшиеся в Иркутск, и контрразведка белых. (письмо Благожа (белочех) с просьбой об освобождении) Потому никаких арестов контраразведка Колчака в городе производить уже не могла. Милиция была на стороне большевиков, пехотные полки тоже на стороне большевиков, в город вошли партизаны Каландарашвили.
В январе ведутся переговоры об эвакуации белочехов и Жанена
"Вскоре арестованные были перевезены из гостиницы "Модерн" в казармы на Петрушиной горе, где в это время располагалось Оренбургское казачье военное училище, эвакуированное весной 1919 г. в Иркутск. А.А. Червен-Водали свидетельствует, что арестованные находились на "общем довольствии с юнкерами и вообще в полной сохранности и никаких неудобств не испытывали"."
И вдруг, по официальной версии, этих заложников на подводах отправляют на ст.Байкал, якобы к Скипетрову.
"4 января 1920 г. начальник контрразведывательного отделения штаба Иркутского военного округа штабс-капитан Д.П. Черепанов получил приказ генерал-майора Е.Г. Сычева покинуть Иркутск и переехать в Лиственичное, где поступить в распоряжение генерала Л.Н. Скипетрова. Туда же следовало доставить политических арестованных, в количестве 31 человека, для передачи их Л.Н. Скипетрову.
До Лиственичного арестованных везли на подводах под конвоем, назначенным контрразведкой (??? контрразведкой Колчака, которая была арестована?). В Лиственичном их погрузили на пароход "Кругобайкалец" и перевезли на ст. Байкал, где разместили на пароходе "Ангара".
Видимо, здесь произошла замена конвоя: заключенные попали под охрану прибывших сюда семеновцев. Вечером 6 января ледокол отошел от пристани Байкал в направлении Лиственичного."
Те, согласно официальной версии, арестованных везут на подводах до Листвянки, потом грузят на пароход, перевозят на ст. КБЖД Байкал (другой берег поймы Ангары), потом пересаживают на ледокол Ангара и везут обратно в Листвянку????
3 января в Нижнеудинске арестовывают Колчака и весь золотой запас.
15-16 января по прибытии литерного поезда Д (с Колчаком и золотым запасом) их арестовывают. По сведению Нестерова, генерала Жанена в городе уже нет, он эвакуировался.
Вывод. Большевики (Ширямов) устраняли остатки эсеров Политцентра, которые уже принесли им власть. И, судя по почерку, руками уголовников.
500 якобы политзаключенных были освобождены из тюрем. 250 из них вооружили и сформировали некое подобие отряда, остальных 250, видимо, отправили убивать безоружных эсеров.
Иркутск в воспоминаниях.
Воспоминания очевидца:
"12 февраля. Разрешен осмотр трупов лиц, замученных каппелевцами в ближайших селах и деревнях, с целью опознания родственниками. Осмотр проводится в доме Жигалова на Большой улице, против Городского театра." (как это в духе большевиков, которые откапывали тело Корнилова и выставляли его напоказ, возили труп убитого ими Кочкина по деревням и селам - это все документальные свидетельства, которые оставили сами большевики, они этим гордились)
Накануне (это тоже следует из воспоминаний очевидца) в городе были арестованы каппелевцы, оставшиеся после отступления белой армии 8 февраля 1920 года.
Привозить трупы из ближайших деревень в городе, который с 5-6 февраля жил на осадном положении было немыслимо. Продовольствия не хватало.
И, конечно, армия Каппеля (Войцеховского) не оставляла после себя трупы "замученных", именно поэтому в селах и после Колчака белых встречали хлебом-солью
"19 февраля. Началось сооружение концентрационных лагерей для военнопленных каппелевцев."
Расстрел Колчака
28 января. Поступила телеграмма РВС-5 И. Н. Смирнова на имя Иркутского ВРК: «Ввиду движения каппелевских отрядов на Иркутск и неустойчивого положения советской власти в Иркутске, настоящим приказываю вам: находящегося в заключении у вас адмирала Колчака, председателя Совета министров Пепеляева с получением сего немедленно расстрелять. Об исполнении доложить».
"24 февраля. Чрезвычайная следственная комиссия по делу Верховного правителя адмирала А. В. Колчака отписала начальнику тюрьмы: «Согласно отношения Иркутского Революционного Комитета от 23.02.20 г. за № 1204, Чрезвычайная следственная Комиссия просит сообщить Тимировой, что тело адмирала Колчака погребено и никому выдано не будет. Товарищ председателя Чрезвычайной следственной Комиссии К. Попов».
Тот самый Попов, который принимал участие в Омском восстании и "чудом" остался в живых, избежав наказания за погром и грабежи в городе
Воспоминания Рябикова об Иркутском Губернаторе Яковлеве