Поиск по этому блогу

среда, 31 марта 2021 г.

Судебная книга. Иркутск 1917. Переворот

    Иркутск — провинциальный город. Ни большой, ни маленький, ни бедный, ни богатый. Средний. К 1917 году - каменный центр с добротными купеческими домами, городскими зданиями, храмами, на фоне которых особо выделялся кафедральный собор, заметный из всех частей города, и неустроенные деревянные пригороды, по большей части одноэтажные. Город купцов и ссыльных, военных и казаков, довольно пестрый по своему социальному составу (на 1920 год население города было около 123 тыс.чел, 50 тыс. - беженцы), и если бы не природная красота этих мест — Ангара и Иркут, тайга и сопки, то, пожалуй, вполне себе обычный город, каких в России довольно.




В стратегическом же плане Иркутск — крупный железнодорожный разъезд, находящийся перед довольно узким участком Транссиба — дороги через Саянский хребет на Дальний Восток — участок КБЖД (круглобайкалки) на котором масса туннелей и мосты, что делает его уязвимым в годы войны для проходящих составов. Саяны — это вам все же не Уральские горы. И эта дорога, связывающая две части Российской Империи - Европу и Дальний Восток — одна, дабы непрерывно снабжать Москву богатствами Сибири и Дальнего Востока. Проект с паромной переправой как частью Транссиба так и не получил должного развития.  

Имперская политика дозволила построить еще одну артерию, уходящую в Китай. Дальше. От Читы до Харбина, через Манчжоу-Го — КВЖД, которая к моменту начала революции была собственностью Российской Империи…





Недостатка в топливе для паровозов и пароходов - в угольных разрезах Сибирь в целом и практически повсеместно не испытывала, однако, стратегически важным для железнодорожной магистрали являлся Черемховский угольный разрез — западнее Иркутска, от связи с этим поселком зависела транспортная инфраструктура Сибири.

С продовольствием в Иркутске тоже особой нужды не было, у многих были небольшие огородики, позволявшие прокормить семью, держать куриц, свиней, а то и корову.


Ремарка. За сто лет советской власти был перестроен только небольшой участок КБЖД, закрыта паромная переправа, осталась туристическая переправа на Ольхон, где туристы и местные сражаются за право переправиться вне многочасовой, а иногда и дневной очереди.

До царя далеко и сведения о перевороте в отдаленных районах Иркутской губернии были получены в начале марта из частных телеграмм. 

К 7 апреля 1917 года в Иркутске был созван 1 съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов, на котором заслушаны члены РСДРП Иркутской губернии и было решено решительно идти путем единения и демократии в лице Объединенных Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов

В Киренске, к примеру, политические ссыльные, а это был основной электорат РСДРП, начал собираться у полицейского участка, с требованиями увеличения заработной платы и 8-ми часового рабочего дня. К сведению, в Киренском районе эти требования были удовлетворены (со слов депутата съезда) и в новый союз записано 230 человек. В Чите с собранием РСДРП дело обстояло несколько хуже и тов.Преображенскому пришлось отменить собрание ввиду отсутствия собравшихся. Село Александровское было отмечено особой сознательностью, там Военный Совет проявил волю в борьбе с самогонкой и увещевал заключенных, что не имеет права их освободить без распоряжения Временного Правительства. Некоторые несознательные крестьяне узнав о свержении царя, тотчас проникли на Александровский завод, где имелось 60000 ведер спирта и отметили это знаменательное событие состоянием алкогольного опьянения


С известием об отречении царя в город пришло воодушевление, политические ссыльные ждали освобождения, военнообязанные — мира, а город въ целом — свободы, в том числе от Имперского надзора, а Муравьева в Иркутске помнили недобрым словом. В остальном город жил своей обычной жизнью. Театры ставили Дядю Ваню, Идиота и Пашеньку, кинотеатр Глобусъ показывал картину фабрики Ханжонкина - «Тени ушедшаго — листья опавшие», а после сеанса выступало трио Дарлингтонъ.

Выборы в Учредительное собрание прошли в середине ноября, как и ожидалось в городе ссыльных (на 1915г в губернии насчитывалось 60000 ссыльных) с большим отрывом социалистов, большевики получили 0.06 промилле…






Чтобы внести сумятицу в жизнь небольшого провинциального городка требовался недюжинный и преступный талант.

К концу ноября - декабрю 1917 года брожение и борьба за власть начали принимать радикальный характер. Большевики 19 ноября 1917 года создают Временный Военно-Революционный Комитет под председательством Я.Д. Янсона, который наделяет себя правом распоряжаться всеми военными силами Иркутского гарнизона, опираясь на изданный Троцким Приказ № 1, офицеры и солдаты уравниваются в правах, солдаты не обязаны отдавать честь офицерам, а арсенал переходит в ведение РВК. РВК из 200 человек создает красную гвардию и пытается подчинить себе Городскую Думу. К декабрю 1917 года в красную гвардию вливается большое пополнение — ссыльнокаторжные с Черемховских копий, по большей части уголовники. Численность большевиков около 6000 человек и им удается захватить арсенал Иркутского гарнизона.




Городская Дума 20 ноября создает свой Комитет эсер Е.М. Тимофеев (председатель), его товарищи — меньшевик Н.Н. Патлых и эсер П.Д. Яковлев, для защиты от посягательств на демократические свободы.

 К большому сожалению, имена членов революционно-военного комитета 1917 года до сих пор носят улицы Иркутска. Постышев, Лазо, Триллисер… Победители переписали историю, сделав героев из преступников...


В Иркутских хрониках Декабрьские События носят название «штурм Белого дома» и не сказать, чтобы об истинной природе этих событий знал каждый обыватель города… а стоило бы

Хроники иркутского переворота. (ремарка мое видение незначительно разнится с историками Иркутска, скрупулезно собравшими хронику событий)

Декабрь 1917 года.

4 декабря — арест губернского комиссара Временного правительства эсера И.А. Лаврова

5 декабря издан приказ №1председателя ВРК Б. Шумяцкого, предписывающий юнкерам трех школ военного училища и казакам сдать оружие к 14 часам 8 декабря

7 декабря в захваченный РВК Белый дом прибыли юнкера..

Делегацию принял товарищ Шумяцкий. Юнкера отказались сложить оружие, потребовали освободить Лаврова и распустить военный комитет большевиков, напомнив товарищу, что выборы в Учредительное собрание прошли и, стало быть, большевики проиграли, набрав на выборах не более трех голосов

Шумяцкий, потрясая приказом товарища Троцкого, заявил, что царской армии больше не существует и плевать он хотел на погоны российского офицера...

Надо сказать, что в российской Империи юнкера и офицеры были, что называется белой костью. Их воспитывали как элиту и опору государства, потому чувство собственного достоинства в офицерах преобладало, порой даже над чувством самосохранения.

Командир роты школы прапорщиков полковник Лесниченко не долго думая дал негодяю по морде… Завязалась драка.

Юнкерам удается захватить Белый Дом и взять в плен Шевцова, Лебедева и Триллисера. Шумяцкий и еще несколько человек РВК бежали. В мартовских газетах, которые контролировали большевики, было напечатано много лжи, в том числе о штурме Белого Дома


 С описанием подвигов левых эсеров и членов РВК, которые, якобы, героически обороняли Белый дом от юнкеров, расположившихся в здании Краеведческого музея. Нам достаточно взглянуть на архивные фотографии и карту Иркутска, чтобы понять всю нелепость подобных «показаний». Дело в том, что оба здания находятся на берегу Ангары. Напротив друг друга, буквально через улицу. И обстрел Белого дома, и обстрел здания краеведческого музея велся со стороны Ангары. (повреждения) Основные силы большевиков были сосредоточены в районе Глазкова, с противоположной стороны реки. Там где проходит железнодорожная ветка, вплотную прилегающая к берегу. Автор приведенных мной показаний отмечает, что огонь со стороны Ангары был такой плотный, что защитникам Белого Дома невозможно спуститься к реке, чтобы набрать воды для раненных и им «застрявшим в Белом Доме в качестве...» заложников приходилось набирать снег, что был под рукой (с крыш и подоконников).




(арх.Краеведческого музея)


8-12 декабря К восставшим присоединяются казаки три сотни под началом есаула Селиванова, подъесаулов Кубинцева и Коршунова. Сторонники Правительства и Учредительного Собрания одерживают верх, сообщается о 1000 большевиков, захваченных в плен.

Юнкер Н.И. Первушин 13 декабря писал родным:

«... Не беспокойтесь, я жив, здоров и даже не ранен. Ходили в атаки, брали у большевиков телеграф, казармы, понтон... Захватили одну батарею» (ист. Irkipedia.ru)

Понтон — это понтонный мост через Ангару, который связывает два берега между собой. В декабре стояли 40-градусные морозы и по Ангаре гнало шугу, переправиться из Глазкова в центр можно было только по понтонному мосту.

Атаки юнкеров на понтонный мост были довольно успешными, несмотря на нехватку вооружения. По сведениям винтовки и пулеметы

13 декабря в Иркутск из Красноярска прибывает Сергей Лазо, по дороге к нему присоединяются еще 2000 тысячи уголовников из Черемхово.

Как занесло в стан большевиков (левых эсеров) дворянина и офицера царской армии в чине подпоручика — это сюжет для отдельной монографии, сейчас нам важен только один факт. В марте при активном участии Лазо был совершен переворот в Омске и Красноярске и под его началом было все вооружение Красноярского гарнизона, включая тяжелую артиллерию

Показания свидетеля (со стороны большевиков):

«Потом Лазо подошел с отрядом с Красноярска с 8-дюймовками — мир заключили»

13 декабря 1917 года начался артобстрел города. Одновременно в городе начались пожары, грабежи и насилие…

По сведениям представителя британской дип.миссии Нэша жертв (убито и ранено) было 4-5 тысяч. Тысячи остались без домов, деревянная часть города, прилегающая к Ангаре, была сожжена, здание Краеведческого музея, здание банка, школы были разрушены

«С одной стороны — юнкера, казаки, с другой — большевики вели ожесточенную борьбу, заставлявшую содрогаться от ужаса даже тех, кто провел три года на фронте. Все уголовные Сибири собрались в Иркутск, чтобы поддержать Советы рабочих и солдат. Томск, Омск, Ачинск, Красноярск, Канск, Черемхово собрали в Иркутске свои банды выпущенных на свободу каторжников. У большевиков — 6000 человек, у юнкеров - 600... Социалисты-революционеры, обещавшие содействие юнкерам, попрятались на все дни крови и огня и вылезли на свет после бури, чтобы произносить речи и образовать новое правительство, основанное на победе юнкеров...» Управляющий французским консульским агентством Жандро


(арх.Краеведческого музея)






16 декабря. Объявлено перемирие

18 декабря

убито юнкеров, офицеров, казаков — 58 (возможно данные занижены)

были убиты судья и его дочь

среди гражданских около 200 погибших, в том числе дети.

Раненных — 568 человек.


Результатом перемирия с  левыми эсерами (а фактически = большевиками) было — разоружение юнкеров, казаков, исключая последний призыв, демобилизовали. С 17 марта 1917 года в Иркутске стал выходить Вестник Иркутскаго совета рабочих депутатов. Большевики торопились переписать историю. Газете Иркутская жизнь вчинили штраф в 500 рублей за печать воззвания и призыв поддержать юнкеров, штраф надлежало оплатить солдату 3 батареи Базаркину — комиссару Комитета.

Расследованием своих преступлений после декабрьского переворота в Иркутске занялись сами преступники. Лазо, в ходе декабрьских событий, взятый в плен, был отпущен и не только избежал суда, но и назначен военным комендантом и начальником гарнизона г. Иркутска, начав свою карьеру с погромов совместно с уголовниками, Лазо закончил жизнь в мае 1920 года… по слухам его труп был сожжен...

В 1920 году устанавливая власть большевиков во Владивостоке, Лазо произнес пламенную речь:

«Мы не наёмными, мы собственными руками защищаем нашу землю, мы грудью нашей... мы жизнью нашей...»





Жертвы большевиков. Иркутск 1917 год